Повышение ставки НДС
Вначале вспомним, что сегодня НДС – это по существу основной налог федерального бюджета, ведь этим налогом облагаются все товары и услуги, произведенные в России, а также ввезенные из других государств в Россию.
На протяжении многих лет действует налоговая ставка на добавленную стоимость в размере 18 процентов. Соответственно можно предположить, какой экономический эффект получает бюджет от взыскания данного налога. Ведь этим налогом облагаются не только вышеуказанные товары, а и еще товары/услуги иностранных компаний, реализованные в РФ через российских дистрибьюторов и прочих агентов.
Но экономическая ситуация в стране вынуждает финансовое ведомство придумывать рычаги регулирования, которые «залатают» дыры в бюджете и позволят сдерживать его сбалансированность.
Для решения таких проблем пока ничего другого, как повышение ставок налога, субъекты права законодательной инициативы на высшем уровне предложит не могут.
Итак, 16 июня 2018 года в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект Федерального закона № 489169-7, предусматривающий ряд изменений в налоговое законодательство. Данный проект Федерального закона уже получил положительное заключение от правового управления Госдумы, не имеющего концептуальных замечаний к нему, и в ближайшую сессию нижней палаты парламента должен быть рассмотрен с высокой долей вероятности принятия.
Данной инициативой предусматриваетcя увеличение базовой ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов. При этом применение 10 % ставки (в основном, это случаи реализации основных продуктов питания, лекарств, детских товаров) и случаи освобождения от НДС проект не затрагивает.
В связи с вступлении соответствующих норм в силу со следующего года, применять новую ставку НДС нужно будет по тем товарам, работам, услугам и имущественным правам, которые реализованы с 2019 года.
Следует отметить, что статьей 2 законопроекта предоставляется налогоплательщикам, являющимся производителям, право не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам/услугам, приобретенным за счет субсидий, полученных в текущем году на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесного транспорта, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, включая сельхозтехнику, с использованием энергоресурсов энергоемкими предприятиями автопрома, с осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведением испытаний колесных транспортных средств.
Кто является плательщиками НДС ?
Теперь разберемся, как отразится принятие данного законопроекта и соответственно увеличение НДС до ставки 20 процентов на интересах хозяйствующих субъектов.
Отвечая на вопрос, кто платит НДС, обратимся к статье 143 Налогового кодекса РФ, в которой указано, что плательщиками НДС признаются российские и иностранные организации; индивидуальные предприниматели; лица, перемещающие товары через границу Таможенного союза.
Лица, которые перемещают товар через таможенную границу, являются налогоплательщиками НДС, если признаются таковыми в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле. В связи с этим, такие лица исчисляют и уплачивают НДС в порядке, который предусмотрен не только Налоговым кодексом РФ, но также и Таможенным кодексом ЕЭС, нормами Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В каких случаях освобождение от НДС возможно?
Налоговым законодательство РФ предусмотрен ряд случаев, при которых организации и предприниматели могут освобождаться от исполнения обязанностей плательщиков упомянутого налога.
Освобождение от обязанностей плательщиков НДС предоставляется при соблюдении ряда условий. Во-первых, это касается уплаты НДС при реализации товаров/услуг непосредственно в РФ.
Если НДС при ввозе товара на таможне платят все субъекты бизнеса, то НДС по операциям внутри нашей страны платят только некоторые из юрлиц и предпринимателей.
Так не обязаны платить налог по операциям внутри РФ организации и предприниматели: применяющие систему налогообложения для сельхозпроизводителей;
которые применяют упрощенную систему налогообложения; на ЕНВД (в отношении соответствующих видов деятельности); на патентной системе налогообложения; и которые освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС.
Однако, любые предприниматели или организации обязаны заплатить НДС, если выставят покупателям счета с выделением размера налога.
Получить освобождение от обязанности исчислять и уплачивать налог можно, в случаях:
- когда выручка от реализации товаров/услуг/имущественных прав не превышает установленные налоговым законодательством значение (если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от продажи товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два млн. рублей);
- получения статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок согласно Федеральным законом «Об инновационном центре Сколково».
Для определения возможности освобождения от исчисления и уплаты НДС по основанию выручки, составляющей менее 2 млн. рублей за три месяца, размер такой выручки следует определять исходя из правил ее признания и отражения в бухучете. Данная позиция отражена в разъяснении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (постановление от 30.05.2014 № 33, пункт 3).
Однако законодателем не конкретизируются суммы, которые следует включать в расчет: любые доходы или исключительно поступления от сделок, облагаемых НДС.
В этой части можно воспользоваться мнением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, которое выражено в постановлении от 27.11.2012 № 10252/12. Согласно данному акту ВАС, считает, что в расчет выручки для применения освобождения по ст.145 НК РФ следует включать только поступления от облагаемых НДС операций. Ведь только по ним и предоставляется освобождение. При этом, было рассмотрено дело, в котором бизнесмен исключил из расчета выручку от операций, освобожденных от НДС в порядке вышеуказанной статьи. Эти действия налогоплательщика были признали высшей судебной инстанцией правомерными. Аналогичная позиция у ФНС и Министерства финансов РФ.
Операции, при которых освобождение от НДС не может быть применено
Необходимо особенно выделить положения налогового законодательства, согласно которым освобождение в вышеуказанных случаях от уплаты НДС не применимо.
Это случаи ввоза товаров в РФ, а также исполнения обязанностей налогового агента по НДС. Т.е., например, в случае покупки товара российской организацией у иностранной компании, данная российская организация обязана будет уплатить НДС по такой сделке, выступая в роли налогового агента, независимо от того, превысила ли ее собственная выручка за 3 предыдущих месяца вышеуказанную ограничительную сумму в 2 млн. рублей или нет.
Поэтому, даже если организация или ИП освобождены от обязанностей исчисления и уплаты НДС, исчислить у заплатить такой налог при ввозе товара или исполнить обязанности налогового агента, всё равно придется.
Вместе с тем, необходимо системно подходить к каждому отдельному случаю (условиям заключения сделки) для установления обязанности выполнения функции налогового агента.
Так, подпунктом 26 п. 2 ст. 149 НК установлено, что не подлежит налогообложению реализация (передача) на территории России исключительных прав на изобретения, полезные модели, программы ЭВМ и другие объекты интеллектуальной собственности, а также прав на использование указанных результатов на основании лицензионного договора. То есть условием освобождения от НДС является заключение лицензионного договора. Исходя из такой нормы следует, что если лицензионный договор заключен в отношении прав на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, программы для ЭВМ, и т.д., то соответствующие операции не подлежит обложению НДС на территории РФ, что влечет снятие обязанностей для российской стороны по выполнению функции налогового агента.
Также не могут воспользоваться этим правом лица, реализующие только подакцизные товары в течение трех предшествующих месяцев (под подакцизными товарами понимаются те товары, операции с которыми облагаются акцизами). Объясняется это тем, что в отношении указанных сделок субъекты договорных отношений не вправе применять освобождение на основании статьи 145 НК. В случае, если налогоплательщик реализует в рамках своей деятельности как подакцизные, так и товары, не включенные в вышеуказанный перечень, то права на освобождение от НДС он не утрачивает, но исключительно в отношении того вида деятельности, связанной с неподакцизными товарами, и при наличии учета реализации подакцизных и неподакцизных товаров, осуществляемого раздельно. Данные выводы подтверждаются судебным актами высших судов.
Подчеркнем, что не может быть сразу освобождена от уплаты НДС и вновь созданная организация, поскольку для получения права на освобождение необходимо определить выручку за 3 месяца.
Как определить сумму налога?
Когда совершается облагаемая НДС операция, являясь налогоплательщиком НДС, необходимо исчислить сумму такого налога. Сумма НДС определяется путем умножения налоговой базы (суммы операции) на установленную ставку налога. В связи с этим, увеличение ставки НДС до показателя 20 процентов, повысит налоговое бремя для плательщиков НДС пропорционально повышению налога, т. е. в бюджет нужно будет платить сумму налога на 2 % больше.
Последствия повышения НДС
Поскольку финансовые потери в связи увеличением налога для хозяйствующих субъектов возрастут, то соответствующие группы товаров поднимутся в цене не менее, чем на уровень увеличения налоговой ставки. Здесь важно также заметить вероятное изменение уровня инфляции, который может быть спрогнозирован финансовыми аналитиками, в том числе, с учетом предпринимаемых мер Центральным Банком РФ.
Поэтому, несмотря на то, что повышение НДС больше должно коснутся интересов бизнеса, потребители товаров и услуг в РФ, т.е. обычные граждане-покупатели будут вынуждены по сути также нести финансовые потери из-за пропорционального роста цен, так как увеличение налоговой нагрузки для субъектов бизнеса неизбежно повлечет включение затрат по уплате налога в стоимость товаров/услуг, которые приобретаются как физическими лицами, так и юрлицами или предпринимателями. Следовательно возрастет и доля расходов субъектов бизнеса, которые составляют затраты на закупку товаров/услуг, которые необходимы в коммерческой деятельности. Прогнозируемое подорожание цен помимо влияния на инфляцию вполне вероятно может повлечь и уменьшение покупательской способности в целом и как следствие уменьшение выручки.
Поэтому положительного экономического эффекта от таких изменений для бизнеса, да и для населения ожидать не приходиться. Таковы реалии современной экономики российского государства и стратегии экономического развития. В то же время, стоит отслеживать появление возможных нормотворческих инициатив, касающихся предоставления новых льгот или преференций, которые сгладят повышение налоговой нагрузки в связи с повышением указанного налога.